Волкова Ирина Николаевна, педагог дошкольного образования.

Адаптация и детский сад

 

Быть родителями - это искусство

Однако, если художниками рождаются, то родителями становятся. Главное в
этом процессе - проявить чуткость, понять переживания своего ребенка,
суметь встать на его место, особенно в критические для него периоды, одним
из которых, несомненно, является период привыкания ребенка к детскому
учреждению.
Первое что должны уметь родители, - быть спокойными во взаимоотношениях с малышом, уравновешенными и доброжелательно
настроенными к детскому саду и его воспитателям. Ребенку непременно
передадутся эти чувства. Ваш образ жизни - семейная атмосфера, установки,
ценности и взаимоотношения в семье, являются главным факторами в
развитии личности ребенка. Дети воспринимают нормы поведения в
обществе, усваивая таковые в семье, на ее примере они учатся
взаимодействию с людьми.
Плохое поведение ребенка чаще всего свидетельствует о том, что он не
чувствует себя защищенным. Особенно чувствительны к семейным
проблемам мальчики. Разлады в семье, а тем более развод родителей скверно
сказывается на благополучии детей. Дети становятся тревожными, тревога
проявляется в виде агрессии и дурного поведения, вследствие чего и
адаптация ребенка к детскому саду проходит с большим трудом.
Поддерживайте в доме атмосферу, лишенную напряжения, выясняйте
отношения с супругом в отсутствие детей. Дайте ребенку понять, что он
занимает в семье очень важное место, что он любим, что его интересы - это
ваши интересы. Не бойтесь признаться в своей неправоте, если вы
действительно были не правы: сорвались, незаслуженно поругали малыша.
Каждому из родителей надо избегать указаний, противоречащих мнению
другого родителя; это сбивает ребенка с толку и вызывает у него тревогу.
Поэтому добивайтесь согласованности своих действий. Ясно выражайте
ребенку свои требования, мягко и доступно объясните, чего вы хотите от
него. Пример недостаточно сказать «веди себя хорошо», если вы хотите
тишины, а ребенок расшалился. Попросите его не шуметь (спокойно и
доброжелательно, без раздражения). Проявляйте свои мысли и чувства без
агрессивности, внимательно слушайте ребенка. Не забывайте оставлять
времени для себя: почитайте, отдохните. Ваше спокойствие нужно прежде
всего вашему малышу.
Знайте, что трудности и переживания, подобные вашим, испытывают все
родители, отдающие детей в детские учреждения. И еще один совет, который
поможет и вам и ребенку пережить непростой период привыкания к новым
условиям к новым условиям жизни: найдите спокойное уединенное место и 5
мин. свободного времени. Вдохните носом воздух, выдохните ртом. Закройте
глаза. Дыхание спокойное. Представьте своего ребенка, его личико, его
одежду, вообразите его играющим в группе. Мысленно передайте ему свою
любовь, силу, исходящую от вас... Откройте глаза, улыбнитесь.Несколько советов родителям для успешной адаптации ребенка:

1. Объясняем, что такое детский сад:

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы
хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: “Детский сад - это
такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих
детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все
делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой
тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других
малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская
площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.”. Другой
вариант: “В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я
очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу,
чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я
отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было
интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день
на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих
детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда
водить”.

2. Формируем позитивный настрой:

Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том,
как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и
знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь
своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время
ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро
он пойдет в детский сад.

3. Рассказываем о том, что ждет ребенка в детском саду:

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой
последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ -
тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет
в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в
саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет
помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти
вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил
последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает
неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так,
как было ему заранее “обещано”, - он чувствует себя увереннее.

4. Честно говорим о возможных трудностях:

Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в
детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться запомощью, и как он это сделает. Например: “Если ты захочешь пить, подойди
к воспитателю и скажи: “Я хочу пить”, и воспитатель нальет тебе воды. Если
захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю”. Не создавайте у ребенка
иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он
хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется
подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: “Воспитатель не
сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного
подождать”.

5. Учимся общаться с другими детьми:

Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени,
просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим
детям.

6. Выбираем любимую игрушку:

Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой
он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!

7. Сами готовимся к тому, что нужно будет расставаться с ребенком:

Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с
малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что
тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны,
малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание
только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять
- а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого
же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А
опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.

8. Выбираем ритуал прощания:

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков
внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в
одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в
садик.

9. Планируем свою жизнь с учетом интересов малыша:

Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться
до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы,
возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет
возможность “подстроиться” под особенности адаптации малыша.

10. Не колеблемся!Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности

детсадовского воспитания.

Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет

использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с

родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых
детский сад является единственной альтернативой.

11. Участвуем в общении ребенка с детьми и воспитателями:

Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим
количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите
ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте
других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его
дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и
поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с
воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему
ребенку.

12. Контролируем ситуацию, но не впадаем в панику:

Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем
не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в
мягкой форме или через специалистов.

13. Не позволяем себе негативных высказываний, связанных с детским садом:

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского
сада и его сотрудников. Внимание - никогда не пугайте ребенка детским
садом!

14. Обеспечиваем поддержку малышу:

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте
его и целуйте.

Удачи! Пусть ваш ребенок почувствует себя в детском саду

членом дружного коллектива и получит новый толчок для развития.

16 ноября 2022 в 19:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.